Замечания Венецианской комиссии к закону о выборах

Еще в середине декабря было принято, а 20.01 опубликовано совместное заключение Венецианской комиссии и БДИПЧ-ОБСЕ об украинском законе «О выборах народных депутатов». В документе указывается ряд частных замечаний к документу, одно из которых в случае его реализации могло бы повлиять на число представленных в парламенте партий.

В частности в пункте 78 говорится «Документ не ликвидирует возможность голосовать против всех. Такая возможность не обычна для установившихся демократий.

Она может усиливать политическую апатию населения, а также создавать у избирателей иллюзию, что они делают сознательный выбор, тогда как реально их голос не играет роли. Рекомендуется убрать соответствующую графу из бюллетеня». В «заключительных ремарках», где перечислены лишь наиболее существенные замечания комиссии, эта идея повторена: «98…j. Рекомендуется исключить возможность голосовать «против всех», так как она открывает путь голосам неопределенного статуса».

Комментарий:

Реализация рекомендаций Венецианской комиссии привела бы к незначительному фактическому снижению процентного барьера, которое, однако, является жизненно важным для ряда партий, балансирующих на его границе.

При этом такое снижение было бы еще большим, если бы не только была ликвидирована графа против всех, а 3% определялись не от общего числа бюллетеней, а от числа действительных бюллетеней. Вопрос об учете недействительных бюллетеней остался заключении вне поля зрения Венецианской комиссии, но не удалось найти страну ЕС, где в национальном законодательстве эти бюллетени учитывались бы при определении процента голосов, набранных партией. Так в законе «О федеральных выборах» Германии (ст. 6. 6) прямо сказано, что 5% необходимых для прохождения в бундестаг считаются от действительных бюллетеней.

При этом на Западе фактор недействительных бюллетеней в случае их учета играл бы роль меньшую, чем играет в Украине. В 1998-м в Украине таких бюллетеней было 3,09%, в 2002-м – 3,71%. Тогда как на выборах бундестага Германии в 2005-м – 1,7%, палаты депутатов Чехии в 2002-м – 0,4%, риксдага Швеции в 2002-м – 1,5% (все эти страны также имеют общенациональный процентный барьер). При этом число недействительных бюллетеней крайне незначительно, несмотря на то, что в условиях невозможности голосования против всех часть протестных избирателей сознательно портит бюллетени, что, например, проявилось на выборах сейма Польши в 2005-м, где при крайне низкой явке доля недействительных бюллетеней составила 3,6%.

В Украине же в 1998-м против всех проголосовали 5,25% избирателей, в 2002-м – 2,45%. Всего же недействительные бюллетени и голоса против всех составили, в 1998-м – 8,34%, в 2002-м – 6,16%. При этом, если бы в 1998-м распределение мандатов велось без учета недействительных бюллетеней и бюллетеней против всех, 4%-й барьер преодолела бы Аграрная партия, что, возможно, привело бы к отсутствию двухмесячной спикериады, ставшей результатом равенства провластных и оппозиционных сил. Вообще, расклад в парламенте был бы другим.

В нынешних условиях, ликвидация учета недействительных бюллетеней и графы «против всех» привела бы к тому, что для преодоления 3%-го барьера было бы достаточно получить на 50-70 тысяч голосов меньше, или же 2,75-2,82% от числа всех брошенных бюллетеней. Это может быть жизненно важно для таких сил, как «Не так!», «Пора – ПРП», «Народная оппозиция», «Вече», блок Костенко-Плюща, а, возможно и для коммунистов и блока Литвина. То обстоятельство, что тема изменения закона о выборах согласно рекомендациям Венецианской комиссии/БДИПЧ-ОБСЕ и европейской практике, никем не поднималась, показывает глубокий провинциализм украинской политики, несмотря на постоянные для многих сил проевропейские декларации.

Ссуда под залог авто: автоломбард в москве Траст Кредит..